Школа №383 Санкт-Петербурга
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Конспект урока по предмету «Искусство».

Тема: «Портрет» (8 класс). (Технология сотрудничества)

В уроке использована многоканальная модель.

 Цель: Познакомить учащихся с особенностями портрета как одним из способов передачи художником индивидуальных черт личности человека.

 

Задачи:

- познакомить учащихся с  характерными чертами разных видов искусства (изобразительного искусства, скульптуры и литературы), передающих черты личности человека, его характер, род занятий, используя проблемные задания и открытые вопросы;

-сформировать представление о портрете человека, через анализ произведений изобразительного искусства и письменных источников на примере  воплощения образа императрицы Екатерины Второй Великой;

- развивать критическое и аналитическое мышление, используя работу в группах при анализе проблемных ситуаций;

- побуждать учащихся к изучению культурного наследия, воспитывать уважительное отношение к традициям других стран при работе с разными каналами информации.

 

План урока.

  1. Мотивационный этап.
  2. Подготовительная работа:

- сообщение основных задач для работы групп;

- ознакомление групп с маршрутными листами

  1. Практическая часть:

- работа творческих групп

  1. Обобщение материала.
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание. 

Ход урока.

Задачи

Содержание

Деятельность

 детей

Примечание

1 познакомить учащихся с  характерными чертами разных видов искусства (изобразительного искусства, скульптуры и литературы), передающих черты личности человека, его характер, род занятий, используя проблемные задания и открытые вопросы;

 

По предложенным группам маршрутным листам необходимо найти ответы на вопросы , работая с каждым из источников информации

Рассматривают, анализируют, сопоставляют сведения, обсуждают, высказывают свою точку зрения

 

  • Развивать критическое и аналитическое мышление, используя работу в группах при анализе проблемных ситуаций

     

    Группам предложены 3 канала информации с помощью которых у них есть возможность рассмотреть вопросы касающиеся портрета как жанра искусства

     

    Рассматривают, изучают информацию, обсуждают

     

  • побуждать учащихся к изучению культурного наследия, воспитывать уважительное отношение к традициям других стран при работе с разными каналами информации.

     

     

     

    Учащиеся оценивают информацию, которую предоставили группы, добавляют свою информацию, анализируют, сотрудничают.

     

    Читают, составляют текст и заполняют таблицу.

     

     Ход урока

    1. Мотивационный этап.

    Мы живем с вами в самом уникальном городе мира. Здесь каждый предмет окружен тайной и может поведать нам свою историю. Это наш город! Наш Санкт-Петербург!

    Сегодня мне хочется вместе с вами окунуться в атмосферу середины 18 века, а именно, познакомить вас с сильной и справедливой императрицей Российской империи – Екатериной Великой.

    Предлагаю начать нашу сегодняшнюю работу с небольшого поэтического предисловия, и, пусть оно станет отправной точкой нашей сегодняшней  работы.

    Посмотрите! Дивная  картина:

    На престол взошла ЕКАТЕРИНА!

    Новый взгляд, другие идеалы,

    Для России не проходят даром.

    Классицизм на смену шёл барокко.

    Всё в нём динамично было, строго.

    И ансамблями расцвел наш город,

    И таким он всем нам очень дорог!

    Возьмите конверты с заданием.

    Задание №1

    1. Ознакомьтесь с текстами.
    2. Отберите материал, который расширяет ваше представление об императрице: внешнем облике, характере,  стиле жизни, важнейших исторических событиях, проблемах общества и т.д.
    3. Используя только те тексты, с которыми вы работали при выполнении задания, составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы представление о Екатерине II Великой. Для создания целостного рассказа обратите внимание:

    - на образ, описание условий её жизни;

    - на основных исторических персонажей;

    - на образ жизни людей;

    - на основные проблемы общества;

    - обратите ваше внимание на употребление и произношение слов, характерных для данного периода.

    Время на работу 5 минут.

    Мини-итог:_______________

    Возьмите конверты №2 с заданием

    1. Внимательно рассмотрите фотографии, на которых представлены скульптурные портреты императрицы. Запомните и постарайтесь описать (или письменно зафиксировать) возникающее у вас впечатление.
    2. Рассмотрите особенности представленного образа. Какие типичные черты встречаются наиболее часто? Почему?
    3. Рассмотрите декор. Попробуйте объяснить смысл декоративного оформления представленных вам скульптурных объектов.
    4. Что вы можете сказать об их назначении? Обоснуйте ответ.
    5. Какие черты (европейской, русской) манеры изображения на ваш взгляд, присутствуют в большей степени? Почему вы так решили? Докажите.

    Время на работу 5 минут.

    Мини-итог:_______________

    Возьмите конверты №3 с заданием.

    Задание №3

    1. Рассмотрите художественные произведения.
    2. Что изображено на картинах?
    3. Можете ли вы определить жанр данных художественных произведений?
    4. Какое настроение вызывает у вас каждое произведение?
    5. Что является главным на картине, на ВАШ взгляд, а что второстепенным? Почему ВЫ так считаете?
    6. О чем могут рассказать данные художественные произведения?
    7. Какие средства художественной выразительности (цвет, свет, светотень, контраст и т.д.) помогли художнику передать замысел произведения?

    Время на работу 5 минут.

    Мини-итог:_______________

     (Учитель записывает предлагаемые сведения на доске в таблице, такая же таблица находится на столах у учащихся, где они фиксируют итоги работы всех групп после обсуждения)

    Итоги: Выступление групп.

    Учитель: Сегодня вы рассмотрели разного рода описания человека, олицетворяющего власть и справедливость в России середины 18 века. Проанализировали разные подходы к изображению личности человека в искусстве.

    Домашнее задание: Предложите свои объекты  художественного наследия для изучения личности императрицы Екатерины II.

    Список используемых источников:

    1. Анисимов Е., Женщины на Российском престоле. СПб, «Норинт», 1998, стр. 277-278
    2. http://www.historichka.ru/works/segur/
    3. http://www.vidania.ru/personnel/p_ekaterina_2.html
    4. http://sbiblio.com/biblio/archive/madariaga_ros/00.aspx
    5. http://www.senat.org/Germany/Portrait-3.html