Школа №383 Санкт-Петербурга

И.

Взаимодействие с подростком.

«Пока ты не влез в шкуру подростка и не приспособился к его пониманию мира, общение с ним для тебя невозможно. При всех обстоятельствах ты будешь разговаривать сам с собой». К.Фоппель

Возможно, лучший способ проникнуться подростковым восприятием окружающего мира – вспомнить себя, какими мы были в юности, вызвать в памяти подростковые мечты, надежды, чаяния, мысли.

Условия успешного общения.

  • Помните, что в переходном возрасте общение обычно сокращается и ребенок менее склонен поверять свои мысли и чувства. Это нормальный процесс, который не должен вызывать у вас беспокойства и отрицательные реакции.
  • Слушайте то, что вам говорят, т.е. постарайтесь понять чувства подростка, его логику. Просто слушайте.
  • Отложите свои дела и смотрите на подростка. Следите за тем, чтобы он разговаривал с вами, а не обращался к вашему затылку или газете, которую читаете.
  • Постарайтесь, чтобы общение проходило преимущественно в «+» ключе. Не заостряйте внимание на ошибках, проступках, упущениях подростка. Говорите об успехах, интересах, хорошем поведении.
  • Разговаривайте с подростком о том, что ему интересно. Это может быть музыка, спорт, танцы и т.д. Если завязался разговор, не старайтесь им воспользоваться для поучений. Главная цель разговора должен быть сам разговор и поддержание «+» взаимодействия.
  • Избегайте говорить слишком много. Остерегайтесь говорить слишком длинно и подробно, многократно повторяя, с расспросами.
  • Постарайтесь проникнуться чувствами подростка. Ему требуется, чтобы с ним соглашались, просто скажите, что вы понимаете, что он чувствует. Понимание его чувств – главное для него утешение.
  • Не допускайте излишне бурных реакций на слова подростка. Помните: подростки иногда рассчитывают вызвать своими словами определенную реакцию родителей. Не говорите «нет» слишком поспешно. Лучше подумать и дать ответ.
  • Старайтесь сами создавать ситуации, благоприятные для общения. Чаще бывайте с ребенком.
  • Остерегайтесь вступать с подростком в конфронтацию. Стремитесь ориентировать общение на компромисс и сотрудничество, а не на битву.
  • При каждом удобном случае вовлекайте подростка в принятие решений.